- Социальная реабилитация при аддиктивном поведении
- Аддиктивное поведение (А. п.) - одна из форм деструктивного поведения, к-рая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психич. состояния посредством приема нек-рых веществ или постоянной фиксации внимания на опр. предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций (Короленко, 2000). Предпосылкой формирования А. п. выступают: трудные социально-эконом. условия, разочарование жизнью, конфликты в семье или на производстве, утрата близких, крушение идеалов, резкое изменение привычных стереотипов. При нек-рых типах воспитания (напр., при гиперопеке) формирование аддиктивного поведения у ребенка наиболее вероятно (Эйдемиллер, Юстицкий,1999). Важную роль играют и биологические предпосылки. А. п. приводит к редукции, деформации О. Эти деформации зависят от длительнос ти злоупотребления и имеют этапное прогрессирование (Бехтель, 1986). Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. По мнению М. М. Кабанова (1985), реабилитация одновр. представляет собой «цель» - восстановление и сохранение статуса личности, «процесс» - имеющий нейрофизиол. и психол. механизмы, и «метод» подхода к больному человеку. Метод включает 4 осн. принципа реабилитации психически больных, к-рые применимы и к лицам с аддиктивным поведением: а) партнерство врача/психолога и пациента/клиента; б) разносторонность усилий, воздействий; в) единство психосоциальных и биологических методов воздействия и г) их ступенчатость (этапность). Принцип этапности подразумевает наличие 3 этапов реабилитации: 1) восстановительная терапия; 2) реадаптация и 3) собственно реабилитация (Кабанов, 198 5). Реабилитация лиц с А. п. нацелена на возвращение к жизни в обществе, формирование нормативного личностного и социального статуса. Среди направлений и методов, применяемых в реабилитации лиц с А. п.: а) психологические (индивидуальное, групповое и семейное психол. консультирование); психотерапия нацелена на формирование адекватной самооценки, повышение уровня самоосознания, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений и социальную адаптацию; б) педагогические (коррекционное обучение, коррекционное воспитание, коррекционное развитие); в) социальные (обучение навыкам социально-бытовой ориентировки, профессиональная подготовка, трудовая терапия, социальное сопровождение, юрид. и правовая поддержка). Лит.: Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков. СПб.: Речь, 2005; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. 2-е изд. Л.: Медицина, 1985; Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии; Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.-Екатеринбург, 2000. С. А. Игумнов
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.